Не знаю, где хозяин брал ткань для одежды, наверное, покупал. Думаю, что когда-то, до меня, у него были рабы, которые ткали, но при мне он покупал ткань в Хани-Спрингс, кажется. Он туда все время ездил продавать кукурузу, а кукурузы он выращивал много.
Это место было на большой дороге, мы ее называли дорогой в Техас, но она и на самый север шла тоже. В Хани-Спрингс останавливались торговцы, и хозяин там выменивал на свою кукурузу что ему было нужно. Один раз он привез такую красивую клетчатую ткань, и нам всем из нее сшили по платью или рубашке. Я то платье носила, пока оно мне не стало мало.
Когда случались похороны, все одевались очень нарядно. Меня брали на похороны два или три раза, чтобы я присматривала за ребенком, — кого тогда хоронили, я не знаю. Что-что, а хоронить крики умеют!
Ты просыпаешься глубокой ночью от выстрела, где-то далеко-далеко. Потом опять, и опять, только перезаряжать успевают. Это значит, кто-то умер. Мужчины выходят во двор и вот так выстрелами об этом сообщают. Потом они возвращаются в дом и тушат огонь, а к покойнику не прикасаются, пока не придет кто-то, у кого есть право дотрагиваться до мертвых.
Если кто-то заболеет, то в доме разводят огонь, даже летом, и не дают ему погаснуть, пока этот человек не выздоровеет или не умрет. Если умрет, то огонь тушат.
Утром все нарядно одеваются, идут к дому с мертвецом и стоят во дворе вокруг дома, а внутрь не заходят. Потом приходит человек, который имеет право прикасаться к мертвым и заниматься ими, и тогда все заходят в дом. Откуда человек получает такое право, я не знаю, но кажется, для этого надо пройти через какой-то обряд, и я точно знаю, что надо выпить
отвар красного корня и как следует очиститься, прежде чем ты можешь прикасаться к мертвецу. Когда тело готово, все выходят и идут на кладбище — обычно семейное, прямо там же у дома или у каких-нибудь родственников.
У могилы кто-нибудь стрелял из ружья в направлении севера, потом запада, потом юга, потом востока. Если было четыре ружья — стреляли из четырех.
Потом тело опускают в могилу и сверху кладут какую-нибудь одежду, немного еды и иногда чашку кофе. Потом тело полностью закрывают полосками вязовой коры и сверху засыпают землей.
После того, как могилу полностью закопают, все должны хлопать в ладоши и улыбаться, но главное не наступать на свежую землю вокруг могилы, потому что так ты приносишь к себе домой болезнь. Так они говорили, во всяком случае.
Над могилой сразу строили небольшой навес на столбах, как над загоном для свиней, а сверху клали вязовую кору, чтобы свежая земля не размокла от дождя. Потом все возвращались в дом; родственники заходили первыми, разбрасывали вокруг какое-то лекарство и разводили новый огонь. Иногда они еще всех кормили.
Каждый раз, когда случались похороны, многие говорили: «Слышали, как стикини ночью кричала?» Или: «Я слышал крики стикини всю ночь!» «Стикини» — это
совка, и считается, что она кричит, когда кто-то скоро умрет. Крики часто говорили, что слышали совку недалеко от дома — и кто-нибудь в семье вскоре умирал.